RSS

Городской портал госуслуг

Район БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ


На месте территорий, ныне входящих в состав района Бирюлёво Западное, ещё в конце 19 в. был сплошной лес, чередующийся с болотами.

Однако, к 1900 г. от города Павельца сюда подошла линия Рязано-Уральской железной дороги, и на месте ны-нешней ст. Бирюлёво-Пассажирская была построена первая в этих местах станция, названная по имени ближайшего к ней селения – Загорья. С продолжением железной дороги в сторону Москвы станцию Загорье переименовали в Бирюлёво. Новое название станции взяли от сельца Бирюлёво, располагавшегося довольно далеко от этого места (по правую сторону Серпуховского шоссе, район нынешней ул. Кировоградской). При станции в 1900 г. образовался посёлок. В сентябре того же года был завершён последний участок железнодорожной линии – до Москвы к Павелецкому вокзалу.

Есть несколько версий происхождения названия Бирюлёво, многие из которых имеют «легендарный» характер и являются по существу ложными этимологиями: например, в этом топониме выделяют татарские основы, означающие «одна дорога», поскольку во времена татарского ига здесь среди густого леса шла единственная дорога-просека. Бирюлево также связывают с названием якобы протекавшей здесь речки Бирюсы (Бирюсинки). С исторической точки зрения рискованно возводить исследуемый топоним к фамилии князя Бирюлькина, который якобы владел Бирюлёвым и которому царь поменял на фамилию Бирюлёв. Наиболее правдоподобной можно назвать версию, по которой этот топоним возводят к старинному дворянскому роду Бирюлёвых, из которых происходили контр-адмирал Н.А. Бирюлёв – участник защиты Севастополя в крымскую войну 1853-1856 гг. и адмирал А.А. Бирюлёв – командир Кронштадского порта, главнокомандующий Балтийского флота в 1904 г., морской министр с 1905 г. и член Государственного Совета в 1905 – 1914 гг. В пользу этого предположения говорит то, что первоначальным названием сельца действительно было Бирюлёво.

До Октябрьской революции пристанционный поселок Бирюлёво состоял из 11 жилых домов, нескольких казарм и большого количества бараков для рабочих, обслуживающих железную дорогу, которых сначала было около 200 человек. В поселке находилась чайная лавка и третьеразрядный трактир (или, как его называли, кабак) Золотова, кладбище с часовней (на месте нынешней Бирюлёвской Никольской церкви), а также железнодорожное училище.

Мощность первых паровозов была очень мала, поэтому на станции Расторгуево к большим составам обычно цепляли дополнительный паровоз-толкач. С юга в Москву везли нефть, каменный уголь, из Сибири – лес. Паровозы сильно дымили, так что вся земля в Бирюлёво вдоль дороги была черной от угля и паровозной гари.

В 1920 г. население поселка составляло уже 1600 человек, здесь числилось 145 домовладений, располагавших 340 жилыми квартирами, из которых 16 пустовали. В Бирюлёво был создан поселковый совет, председателем которого стал Петр Васильевич Садко.

В 1922 г. здесь вместо часовни была построена деревянная церковь, хотя имеются сведения о существовании в 1911-24 гг. возле станции Бирюлёво еще одной церкви – храма Александра Невского, придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1924 г. церковь сгорела. После пожара местная власть строить новую церковь не разрешала. Тогда, по легенде, были отправлены ходоки в Горки к Ленину, давшему разрешение на строительство новой церкви, которая в 1956 г. сгорела, после чего богослужение возобновилось через 10 дней в доме священника. В 1957 г. был выстроен новый деревянный храм на месте сгоревшего, расширенный в 1959 г. до 100 кв. метров. В настоящее время он вмещает 800 человек. К востоку от алтаря находится могила первого священника церкви отца Николая схимонахини Серафимы – слепой прорицательницы, жившей в Бирюлёво .

В 1923 г. в Бирюлёво насчитывалось 1700 жителей, в 1926 г. – 2000 жителей, 152 домовладения, 300 жилых квартир, в которых жило 550 семей. 21 мая 1928 г. Постановлением Президиума ВЦИК Бирюлёво было отнесено к категории рабочих поселков.

С началом индустриализации страны, расширением Москвы население промышленных центров (в том числе Бирюлёва) стало стремительно расти. Москва строилась, нужно было сырье, топливо. Нагрузка на железную дорогу возросла. В связи с этим на станции Бирюлёво-Товарная было открыто паровозное ремонтное и вагонное депо, заложена хлебная база (элеватор). На западе Бирюлёва построили кирпичный завод, в настоящее время не существующий.

Интенсивность строительства в Бирюлёве особенно возросла с началом коренной реконструкции железнодорожной магистрали «Москва-Донбасс» (не позднее 1932 г.), резким увеличением ее пропускной способности, а также массовым переселением москвичей из бараков города.

В 1936 г. на станции Бирюлёво-Товарная была построена пассажирская платформа. В газете «Ленинский путь» за 1938 г. говорилось о достижениях в сфере Бирюлёвского строительства: «Начата прокладка ж/д ветки от Бирюлёво на коксогазовый завод (г. Видное) … построен новый магазин, лавка, почтовое отделение. За годы Советской власти вырос новый рабочий поселок. За прошлый год построено 300 новых домов, средняя школа, амбулатория, 3 магазина, дома для рабочих фабрики имени Калинина, для работников фабрики Орджоникидзе, 2-х этажный дом для учителей, два 2-х этажных дома для работников узла и трудящихся поселка, водопровод …» (3, №№ 84, 88, 170 - 171).

В 1940 году был построен пешеходный мост через железную дорогу у станции Бирюлёво-Товарная (заменен в 1970 г. подземным туннелем).

Во время Великой Отечественной войны в Бирюлёве стояла вторая зенитная батарея. Командовал батареей лейтенант Сысоев. На станции Бирюлёво-Товарная разгружали вагоны с боеприпасами, которые все шли на батарею.

После войны поселок разрастался дальше. По железной дороге ходили уже не паровозы, а электропоезда. Население поселка в 1959 г. насчитывало 21500 человек.

Современный района Бирюлёво Западное имеет площадь 631 га. В нем проживает 63 700 человек.

Центром района является памятник советским летчикам, погибшим в 1941 году на подступах к г. Москве. Расположен он недалеко от кинотеатра «Бирюсинка», где в хорошую погоду на открытой площадке перед ним устраиваются праздничные мероприятия.

В районе 3 учреждения здравоохранения (филиал детской поликлиники №98 - детская городская поликлиника №3, городская поликлиника №52, включающая в себя два отдельных здания), 4 общеобразовательных комплекса (№667, 933, 1242, 2001), строительный техникум №30, филиал московского приборостроительного техникума, Православная классическая гимназия во имя Святителя Николая Мирликийского Чудотворца, 16 детских садов, школа с углубленным изучением английского языка.

Район имеет кинотеатр «Бирюсинка», ледовый дворец «Пингвины», ледовый каток с искусственным льдом, ФОК с бассейном "Медынский", Дом культуры «Дружба», филиал Чертановской футбольной школы, более 20 клубов и секций по месту жительства, которые занимаются организацией досуга детей, подростков, молодежи. Среди клубов, необходимо отметить туристский клуб «Ворона», который работает в районе более 18 лет, география походов участников этого клуба очень широка – это Крым, Урал, Карелия и конечно Подмосковье.

Особое внимание в районе уделяется участникам ВОВ, инвалидам, малоимущим. В районе активно работает Совет ветеранов, Общество инвалидов.

С 1997 г. в районе открыт филиал ЦСО, где люди пожилого возраста ежедневно получают горячее питание, консультацию врача, юриста. При поддержке Управы и по инициативе участников ВОВ создан клуб «Золотая Осень», где люди старшего поколения проводят встречи с интересными людьми, проводят праздничные мероприятия.

Администрация района реализует планы дальнейшего благоустройства территории по программе «Мой двор, мой подъезд».

В промышленной зоне района находятся предприятия строительной индустрии, теплоснабжения города, легкой, пищевой промышленности, в том числе ГУП МПК «Крекер», АО «Гармония», ТЭЦ-26, опытный завод сухих смесей, Востряковский колбасный завод, мусоросжигающий завод ГУП «Экотехпром», автотранспортные предприятия, Торговый комплекс «SELGROS» и т.д. Построен один из самых больших в г. Москве пивоваренный завод «EFES Pilsner».

Границы района проходят по городской черте города Москвы – внешней границе полосы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), включая все транспортные развязки дорог, далее по осям: Курского и Павелецкого направлений Московской железной дороги до МКАД.