RSS

Городской портал госуслуг
 

Район БИРЮЛЕВО ЗАПАДНОЕ


На месте территорий, ныне входящих в состав района Бирюлёво Западное, ещё в конце 19 в. был сплошной лес, чередующийся с болотами.

Однако, к 1900 г. от города Павельца сюда подошла линия Рязано-Уральской железной дороги, и на месте ны-нешней ст. Бирюлёво-Пассажирская была построена первая в этих местах станция, названная по имени ближайшего к ней селения – Загорья. С продолжением железной дороги в сторону Москвы станцию Загорье переименовали в Бирюлёво. Новое название станции взяли от сельца Бирюлёво, располагавшегося довольно далеко от этого места (по правую сторону Серпуховского шоссе, район нынешней ул. Кировоградской). При станции в 1900 г. образовался посёлок. В сентябре того же года был завершён последний участок железнодорожной линии – до Москвы к Павелецкому вокзалу.

Есть несколько версий происхождения названия Бирюлёво, многие из которых имеют «легендарный» характер и являются по существу ложными этимологиями: например, в этом топониме выделяют татарские основы, означающие «одна дорога», поскольку во времена татарского ига здесь среди густого леса шла единственная дорога-просека. Бирюлево также связывают с названием якобы протекавшей здесь речки Бирюсы (Бирюсинки). С исторической точки зрения рискованно возводить исследуемый топоним к фамилии князя Бирюлькина, который якобы владел Бирюлёвым и которому царь поменял на фамилию Бирюлёв. Наиболее правдоподобной можно назвать версию, по которой этот топоним возводят к старинному дворянскому роду Бирюлёвых, из которых происходили контр-адмирал Н.А. Бирюлёв – участник защиты Севастополя в крымскую войну 1853-1856 гг. и адмирал А.А. Бирюлёв – командир Кронштадского порта, главнокомандующий Балтийского флота в 1904 г., морской министр с 1905 г. и член Государственного Совета в 1905 – 1914 гг. В пользу этого предположения говорит то, что первоначальным названием сельца действительно было Бирюлёво.

До Октябрьской революции пристанционный поселок Бирюлёво состоял из 11 жилых домов, нескольких казарм и большого количества бараков для рабочих, обслуживающих железную дорогу, которых сначала было около 200 человек. В поселке находилась чайная лавка и третьеразрядный трактир (или, как его называли, кабак) Золотова, кладбище с часовней (на месте нынешней Бирюлёвской Никольской церкви), а также железнодорожное училище.

Мощность первых паровозов была очень мала, поэтому на станции Расторгуево к большим составам обычно цепляли дополнительный паровоз-толкач. С юга в Москву везли нефть, каменный уголь, из Сибири – лес. Паровозы сильно дымили, так что вся земля в Бирюлёво вдоль дороги была черной от угля и паровозной гари.

В 1920 г. население поселка составляло уже 1600 человек, здесь числилось 145 домовладений, располагавших 340 жилыми квартирами, из которых 16 пустовали. В Бирюлёво был создан поселковый совет, председателем которого стал Петр Васильевич Садко.

В 1922 г. здесь вместо часовни была построена деревянная церковь, хотя имеются сведения о существовании в 1911-24 гг. возле станции Бирюлёво еще одной церкви – храма Александра Невского, придел – в честь Покрова Пресвятой Богородицы. В 1924 г. церковь сгорела. После пожара местная власть строить новую церковь не разрешала. Тогда, по легенде, были отправлены ходоки в Горки к Ленину, давшему разрешение на строительство новой церкви, которая в 1956 г. сгорела, после чего богослужение возобновилось через 10 дней в доме священника. В 1957 г. был выстроен новый деревянный храм на месте сгоревшего, расширенный в 1959 г. до 100 кв. метров. В настоящее время он вмещает 800 человек. К востоку от алтаря находится могила первого священника церкви отца Николая схимонахини Серафимы – слепой прорицательницы, жившей в Бирюлёво .

В 1923 г. в Бирюлёво насчитывалось 1700 жителей, в 1926 г. – 2000 жителей, 152 домовладения, 300 жилых квартир, в которых жило 550 семей. 21 мая 1928 г. Постановлением Президиума ВЦИК Бирюлёво было отнесено к категории рабочих поселков.

С началом индустриализации страны, расширением Москвы население промышленных центров (в том числе Бирюлёва) стало стремительно расти. Москва строилась, нужно было сырье, топливо. Нагрузка на железную дорогу возросла. В связи с этим на станции Бирюлёво-Товарная было открыто паровозное ремонтное и вагонное депо, заложена хлебная база (элеватор). На западе Бирюлёва построили кирпичный завод, в настоящее время не существующий.

Интенсивность строительства в Бирюлёве особенно возросла с началом коренной реконструкции железнодорожной магистрали «Москва-Донбасс» (не позднее 1932 г.), резким увеличением ее пропускной способности, а также массовым переселением москвичей из бараков города.

В 1936 г. на станции Бирюлёво-Товарная была построена пассажирская платформа. В газете «Ленинский путь» за 1938 г. говорилось о достижениях в сфере Бирюлёвского строительства: «Начата прокладка ж/д ветки от Бирюлёво на коксогазовый завод (г. Видное) … построен новый магазин, лавка, почтовое отделение. За годы Советской власти вырос новый рабочий поселок. За прошлый год построено 300 новых домов, средняя школа, амбулатория, 3 магазина, дома для рабочих фабрики имени Калинина, для работников фабрики Орджоникидзе, 2-х этажный дом для учителей, два 2-х этажных дома для работников узла и трудящихся поселка, водопровод …» (3, №№ 84, 88, 170 - 171).

В 1940 году был построен пешеходный мост через железную дорогу у станции Бирюлёво-Товарная (заменен в 1970 г. подземным туннелем).

Во время Великой Отечественной войны в Бирюлёве стояла вторая зенитная батарея. Командовал батареей лейтенант Сысоев. На станции Бирюлёво-Товарная разгружали вагоны с боеприпасами, которые все шли на батарею.

После войны поселок разрастался дальше. По железной дороге ходили уже не паровозы, а электропоезда. Население поселка в 1959 г. насчитывало 21500 человек.

Современный района Бирюлёво Западное имеет площадь 631 га. В нем проживает 63 700 человек.

Центром района является памятник советским летчикам, погибшим в 1941 году на подступах к г. Москве.

В районе 3 учреждения здравоохранения (филиал детской поликлиники №98, городская поликлиника №52, включающая в себя два филиала),   4 общеобразовательных комплекса (№667, 933, 1242, 2001), ГБПОУ ОКГ г. Москвы «Столица» отделение «Харьковское», Православная классическая гимназия во имя Святителя Николая Чудотворца, территориальный Центр социального обслуживания "Чертаново", Центр государственных услуг «Мои документы», ГБУК г. Москвы «Дом культуры «Дружба», ГБУ  г. Москвы «Центр досуга «НЕО-XXI Век», ГБУК г. Москвы «Центр культуры и спорта», ГБУК  г. Москвы «Центр культуры и спорта» физкультурно-спортивный клуб  «Персей», ГБУ «Центр физической культуры и спорта ЮАО города Москвы» физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным  бассейном «Медынский», ГБУ «ФСО «Хоккей Москвы» ледовый дворец «Пингвины», районный Совет ветеранов, Общество инвалидов.

В промышленной зоне района находятся предприятия строительной индустрии, теплоснабжения города, легкой, пищевой промышленности, в том числе: ГУП МПК «Крекер», АО «Гармония», ТЭЦ-26, опытный завод сухих смесей, Востряковский колбасный завод, мусоросжигающий завод ГУП «Экотехпром», автотранспортные предприятия, Торговый комплекс «SELGROS» и т.д.

Границы района проходят по городской черте города Москвы – внешней границе полосы Московской кольцевой автомобильной дороги (МКАД), включая все транспортные развязки дорог, далее по осям: Курского и Павелецкого направлений Московской железной дороги до МКАД.